Библиотека / Статьи
Конституционно-правовые основы избирательной системы КНР
Статья посвящена исследованию особенностей правового регулирования избирательной системы современного китайского государства. Проводится анализ основных принципов избирательной системы, механизма отзыва депутата, рассматриваются действующие нормативные-правовые акты, регламентирующие порядок проведения выборов в представительные органы государственной власти различных уровней. Избирательная система Китая основывается на косвенных и прямых выборах. Высший орган законодательной власти КНР-ВСНП - избирается косвенным путем. Также формируется депутатский корпус собраний народных представителей провинциального уровня, уровней автономного района, городов центрального подчинения, городов с районным делением и автономных округов. Прямым голосованием избираются лишь представительные органы низового и уездного уровней. Основы избирательной системы КНР закладывались еще в период существования советских районов и Китайской Советской Республики. После образования в 1949 г. “Нового Китая” избирательная система получила свое закрепление в принятой в 1954 г. первой Конституции и ряде иных нормативных правовых актов. Однако в период проведения различных разрушительных политических кампаний, апогеем которых стала “культурная революция”, выборы в стране не проводились, избирательная система была разрушена. Для принятия Конституции 1975 г. в нарушение избирательного законодательства депутаты сессии ВСНП были не избраны, а назначены “ревкомами”. Лишь после окончания “культурной революции” и начала “политики реформ и открытости” избирательная система стала восстанавливаться на заложенных в первые годы существования КНР принципах и правилах. Принятое в годы реформ и открытости избирательное законодательство в несколько измененном виде продолжает существовать и по настоящее время. Оно предполагает широкое участие населения в избирательном процессе лишь на низовом уровне. На более высоких уровнях, благодаря применению косвенных выборов и наличия множества “фильтров”, влияние граждан на процесс избрания депутатов сведено к минимуму. Это позволяет правящей коммунистической партии осуществлять жесткий, тотальный контроль над всем избирательным процессом в целом и над его отдельными элементами, в частности, не допускать попадания в высший законодательный орган страны оппозиционно настроенных делегатов. КПК не заинтересована в отказе от своей монополии на политическую власть для экспериментов с многопартийной демократической конкуренцией.
Год: 2020
Год: 978-5-8381-0377-2
Трощинский П.В. Конституционно-правовые основы избирательной системы КНР. В Сборнике: Китайское государство на заключительном этапе построения «среднезажиточного общества». Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. М.: ИДВ РАН, 2020. С.325-339