Библиотека / Статьи
Статья посвящена вопросам использования цифровых технологий в Китайской Народной Республике и особенностям их нормативно-правового регулирования в период, предшествующий началу пандемии и после ее наступления. Опыт Китая по регулированию цифровой сферы чрезвычайно важен и актуален для российской юридической науки. Китайские власти задолго до начала эпидемии запустили процесс тотальной цифровизации государства, что привело к установлению некого подобия «цифровой диктатуры», предполагающей неограниченный законом контроль за гражданами 24 часа в сутки. Высокоразвитые контрольно-надзорные технологии с использованием искусственного интеллекта привели к «оцифровке» человека, созданию системы социального доверия («второго» паспорта личности), предполагающей ранжирование индивида в зависимости от присвоенного ему рейтинга и, исходя из этого, предоставление гражданину особых льготных режимов либо ограничение в правах. В сфере нормативно-правового регулирования цифровых технологий Китайское государство отказалось от принятия единого закона. Законодатель пошел по пути разработки ряда нормативных правовых актов, в том числе и действующих в экспериментальном порядке, лишь частично регламентирующих отдельные отношения в исследуемой сфере. В остальных случаях используется «ручное» управление со стороны не только административных органов, но и правящей Коммунистической партии. Власти не спешат с принятием и единого закона в сфере защиты персональной информации, считая, что государство и общество еще не готовы к его появлению, а личные права индивида не представляют ценности перед лицом защиты коллективных интересов. Особую положительную роль цифровые технологии сыграли в период борьбы с пандемией. Использование системы распознавания лиц, «кода здоровья», искусственного интеллекта и больших данных позволило поставить под тотальный контроль передвижение граждан, соблюдение ими карантинного режима, спрогнозировать развитие коронавируса и выработать оптимальные методы его лечения. Особый научный и практический интерес вызывает использование цифровых технологий в судебной и правоохранительной системах, в особенности применение искусственного интеллекта при вынесении приговоров по незначительным уголовным делам. Китай демонстрирует большой прогресс в развитии и внедрении цифровых технологий, однако их нормативно-правовое регулирование недостаточно развито. В таком подходе видится прямой умысел китайских властей, ведь слабость законодательства позволяет партии и правительству использовать технологии без оглядки на возможные нарушения личных прав граждан.