На этот вопрос в своей статье на страницах журнала «Профиль» отвечает заместитель директора ИКСА РАН Яна Лексютина. Отмечается, что в 2024 году Китай импортировал 11,1 млн баррелей нефти в сутки, две трети из которых пришлось на пять крупнейших поставщиков: Россию (20% от всего китайского импорта нефти), Саудовскую Аравию (14%), Малайзию (13%), Ирак (11%) и Оман (7%).
При этом объем поставок из России растет третий год подряд. Увеличивается и импорт Китаем нефти из Малайзии. По оценкам специалистов, значительная часть малазийской нефти – это, на самом деле, нефть из Ирана и Венесуэлы, которое выдается за малайзийскую нефть, чтобы избежать американских санкций. Для Пекина дисконты или сниженные цены – определяющий фактор при принятии решений об импорте нефти, а нахождение ее поставщиков в санкционных списках США – второстепенный.
Россия поставляет нефть в Китай по трубопроводам и морским путем. Всего, согласно китайской статистике, КНР в прошлом году импортировала около 2,19 млн б/с российской нефти, из которых около 1,4 млн б/с (или 64%) – морским путем, а оставшуюся часть (36%) – по трубопроводам. Как пишет Лексютина, около 0,8 млн б/с российской нефти (из общего объема 2,19 млн б/с), идущей по трубопроводу, не будут затронуты новыми санкциями априори. Речь может идти только о влиянии на морские поставки.
Таким образом, в статье делается вывод, что Китай сохранит спрос на российскую нефть, несмотря на санкции. За несколько лет усиливающегося санкционного давления Россия уже накопила опыт обхода таких запретов. Российские нефтяные компании смогут сохранить объемы экспортных поставок нефти, хотя это и приведет для них к росту издержек, дисконтов и стоимости фрахта.
Прочитать статью полностью можно по ссылке: https://profile.ru/abroad/smogut-li-sankcii-zastavit-kitaj-otkazatsya-ot-rossijskoj-nefti-1781476/