15 ноября 2025 г. члены профсоюза Института Китая и современной Азии РАН посетили однодневную пешеходную экскурсию «Московское чудо. Усадьба миллионщика Морозова экскурсия в особняк-вершину творчества Шехтеля».
Наша экскурсионная программа началась с прогулки по окрестностям Воронцова поля и Лялиной площади. Мы увидели главный дом усадьбы Боткиных в стиле ампир, на чётной стороне улицы Воронцово поле - Церковь Илии Пророка. История этой церкви удивительно богата, и начинается она с XV века. На пересечении Подсосенского и Барашёвского переулков находится Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах и бывший доходный дом А.С. Панафидиной, построенный в начале 20 века по проекту К. Розенкампфа.
На Лялиной площади находится памятник С. Я. Маршаку. Необычный двухметровый постамент в виде раскрытой книги напоминает нам о самых важных и самых узнаваемых работах Маршака: с одной стороны как переводчика, с другой как писателя и поэта, прежде всего детского.
Проходя к Подсосенскому переулку, мы остановились, чтобы полюбоваться одним из самых интересных домов в стиле модерн – доходным домом Тарховой, который также иногда называют домом с маками (на фасадах дома можно заметить рельефы, напоминающие маки) или домом с кошками (те же самые рельефы иногда принимают за головы кошек).
Далее мы отправились в особняк Морозовых, принадлежавшем Викуле Елисеевичу и Алексею Викуловичу Морозовым, в котором переплелись архитектурные стили «эклектики» Михаила Чичагова и «модерн» Федора Шехтеля. Усадьба в Подсосенском переулке была куплена семьей Морозовых в начале XIX века.


Представители 4-х ветвей семьи Морозовых: Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Василий Захарович и Викула Елисеевич.
М. Чичагов оформил фасад дома в стиле эклектики, Ф. Шехтель оформлял в доме только отдельные комнаты первого этажа и личные помещения А.В. Морозова, в том числе личный кабинет и «египетский» парадный вход. Второй этаж сохранился таким, каким был создан М. Чичаговым.
На данный момент здание внешний облик здания находится на реставрации. В особняк наша группа попала через холл, оформленный Ф. Шехтелем в египетском стиле.

По парадной лестнице из белого мрамора, над которой возвышается кессонированный потолок, мы подняли на второй этаж.


Стены и потолки в холле выполнена в стиле древнего Рима. На втором этаже мы также увидели «голубую танцевальную гостиную» и «музыкальную гостиную» в стиле рококо, в которой в лепнине на стенах можно увидеть изображение музыкальных инструментов.
Спустившись на первый этаж, мы направились к готическому кабинету, шедевру Ф.Шехтеля.

Большой лепной камин, с готическим орнаментом с масками грешников, опирается на горгулий, а справа от него потайная дверь, ведущую в молельню.
Стены кабинета украшены панно Михаила Врубеля на тему «Фауста» Гете (оригиналы панно находятся в Третьяковской галерее).

В облике Фауста можно разглядеть черты хозяина Алексея Викуловича, а в образе Маргариты, по мнению историков, изображена первая жена Михаила Врубеля - Надежда Забела.

На втором этаже располагается библиотека, однако на сегодняшний день, подниматься в библиотеку не разрешают.
Рокайльная гостиная, в стиле рококо, становится последней комнатой в нашей экскурсии.

В гостиной сохранился оригинальный камин, диван, детали дверей, орнаменты. Ф. Шехтель сделал в доме современное отопление, установил все самые передовые коммуникации, а три стеклянных окошка в потолке – это еще одна подсветка помимо люстры. На стенах чудесным образом сохранились гобелены, которые были приобретены в Европе (во Франции) еще самим Викулой Елисеевичем Морозовым.



Дверные ручки были сделаны в виде львов.
После революции 1917 года особняк и все, что находилось в нем, было национализировано. А.В. Морозов был вынужден покинуть особняк, ему предоставили комнату в коммуналке на Покровке. В настоящее время в особняке находится Дом народов России. В ближайшем будущем планируется реставрация внутри особняка, поэтому дальнейшая судьба его интерьеров пока неизвестна.