США и Китай активизируют "войну баз"

Старший научный сотрудник Центра изучения новейшей истории Китая и его отношений с Россией ИКСА РАН Руслан Полончук в авторской колонке для «Независимой газеты» рассказал об активизации строительства военных-морских объектов США и Китаем.


 

Эксперты обсуждают появившиеся в медиа сообщения о том, что США строят военные базы на островах вокруг КНР для сдерживания китайских Военно-морских сил. The New York Times, в частности, сообщает, что американские военные в Индо-Тихоокеанском регионе перешли к размещению войск не на крупных военных базах, а на множестве малых. Такой подход поможет сформировать линию «первой цепи островов» близ границ КНР, сдерживающую ее флот. 2023 год стал самым продуктивным с точки зрения преобразования военных возможностей США в Индо-Тихоокеанском регионе, рассказал представитель Министерства обороны страны изданию. Издание отмечает, что США продолжают размещать крылатые ракеты, подразделения морской пехоты, оборудуют аэродромы и военно-морские базы на территории союзников. Речь идет о военной базе США на острове Окинава, контингенте американских войск в Южной Корее. Штаты получили доступ к множеству аэродромов и военно-морских баз на Филиппинах. Австралийское правительство размещает морскую пехоту США на севере страны. Также у страны есть новое соглашение о безопасности с Папуа – Новой Гвинеей. Кроме того, США продолжают поставлять оружие и инструкторов на Тайвань.
Китай обладает крупнейшими военно-морскими силами (ВМС) в мире, которые насчитывают 355 надводных и подводных кораблей (в ВМС США только 297 кораблей). По информации американских СМИ, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) сейчас ищет локацию для своей новой военно-морской базы (ВМБ) в Атлантическом океане. Китай активно стремится создать сеть ВМБ в портах у атлантического побережья, а также вдоль зон своего влияния: Хамбантота в Шри-Ланке, Бата в Экваториальной Гвинее, Гвадар в Пакистане, Криби в Камеруне, Реам в Камбодже и Луганвилль в Вануату, Накала в Мозамбике и Нуакшот в Мавритании. Китай заключил соглашение о безопасности с Соломоновыми островами в 2022 году, что дает ему возможность разместить ограниченные воинские контингенты в этой островной стране, расположенной в Тихом океане, недалеко от австралийских и американских зон влияния.

Китай также пытается ограничить американское влияние в Латиноамериканском регионе, считая его задним двором Вашингтона, посредством ведения переговоров о создании совместной военной базы на Кубе (находится всего в 150 км от американской территории). США обвиняют китайские компании в создании скрытых ВМБ и пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) по всему миру и в том, что китайские компании владеют или контролируют по крайней мере по одному из терминалов в 96 портах в 53 странах. Американцы считают, что терминалы могут быть использованы для тайных операций китайской армии и защиты китайских экономических интересов за рубежом.

Военные стратеги США рассматривают порты в Атлантическом океане в качестве инструмента влияния и считают, что китайское военное присутствие там представляет серьезную угрозу американской национальной безопасности. Поэтому Китай рассматривает несколько объектов для ограничения и мониторинга американского и западного влияния вдоль побережий и портов Атлантического океана.

Известно, что Китай финансирует порт Абако в составе Багамских островов. Хотя его портовая инфраструктура бесполезна с коммерческой точки зрения, у Пекина есть все возможности создать там ВМБ или ПМТО. В итоге у Китая появится военный объект недалеко от американского штата Флорида, поэтому Министерство обороны США (Пентагон) пытается работать над тем, чтобы не допустить проникновения КНР на Багамские острова. Если Китаю это удастся, китайская авиация сможет патрулировать северные и центральные районы Атлантического океана и таким образом контролировать воздушные и морские маршруты сообщения между США и их европейскими союзниками. Пекин также сможет помешать американским кораблям достичь Средиземного моря. Такое положение дел уменьшило бы нынешнее американское давление на Китай в зонах влияния в Восточно-Китайском море, Тайваньском проливе и Южно-Китайском море.

С другой стороны, Пекин обеспокоен морской безопасностью в Западной Африке, чтобы защитить международную торговлю. Это усиливает беспокойство Вашингтона в свете возможности создания Пекином ВМБ в Экваториальной Гвинее на побережье Атлантического океана, о чем ходили слухи в марте 2022 года. Китайские госкомпании создали более 100 торговых портов в различных странах африканского континента в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». США сейчас пытаются отговорить и помешать президенту Габона Али Бонго предоставить Китаю территорию для ВМБ, о чем было достигнуто соглашение в августе 2023 года.

В англоязычных источниках отмечается, что китайские ВМС работают над обследованием морских объектов на западном побережье Африки, начиная с Мавритании на севере и заканчивая Намибией на юге, готовясь к созданию там китайских военных объектов. Важность портов африканского континента для Китая заключается в том, что они выходят на перекресток мира, а также проходят через несколько важных стратегических пунктов пересечения торговых путей.

Опасным вопросом для американского присутствия в регионе остается то, что Китай фактически начинает строить военную базу в подконтрольном китайцам торговом порту в Объединенных Арабских Эмиратах. Это облегчает процесс контроля Китая над интересами Израиля и США, а также позволяет следить за израильскими процессами нормализации в странах Персидского залива. Это уже привело к вмешательству администрации президента США Джозефа Байдена, которая попыталась убедить власти ОАЭ прекратить строительство этой базы для Китая, хотя бы на время.

Важность интересов Китая в Западной Африке и его стремление создать множество торговых портов и военно-морских баз заключаются в том, что он выходит на западное побережье африканского континента до самого побережья. Западноафриканский регион также включает 16 африканских стран, что делает его важным международным блоком, и Китай может использовать его в будущем для защиты своих интересов на международной арене: вопросов американского и западного вмешательства в дела Тайваня, Гонконга, прав человека. Китай также способствует достижению стабильности в Западноафриканском регионе (включая Сахель и Сахару) посредством своих различных экономических проектов и мероприятий в связи с эскалацией активности террористических организаций, что представляет собой хорошую возможность для Китая принять участие в решении проблем безопасности, которые представляют собой важный путь к растущему китайскому влиянию в регионе.

 

Читайте статью на сайте «Независимой газеты».

Оперативно узнавать новости Института можно в официальном телеграм-канале.

Фото: Bloomberg